«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с основными показателями
№ п/п |
Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в ОО |
1. |
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
В 2022/2023 учебном году учащиеся с ОВЗ в школе не обучаются |
2. |
Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов |
Обучающимся при возникновении необходимости предоставляются специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы предоставляются по запросу. |
3. |
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
В случае необходимости, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены. При необходимости будет проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. |
4. |
Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, специальных технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование |
В 2022/2023 учебном году в ОО отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование предоставляются. |
5. |
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь |
В 2022/2023 учебном году в ОО отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которые нуждаются в услугах ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь. |
6. |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
В случае необходимости могут быть организованы следующие тренинги с лицами с ОВЗ и инвалидностью по следующим направлениям: — эффективная межличностная коммуникабельность обучающихся; — обучение навыкам самоконтроля; — развитие личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды; — обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях; — формирование лидерского потенциала; — повышение самооценки личности лиц с ОВЗ; — групповая психотерапия лиц с ОВЗ. Организация психологической помощи: а) консультация лиц с ОВЗ и инвалидностью с психологическими проблемами; б) организация семинаров и бесед по алкогольной и наркотической зависимости. |
7. |
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Здание школы оснащено пандусом и специальными поручнями, на входе расположена мнемосхема. Пути движения к месту оказания услуг удобны и доступны для категории инвалидов (опорно-двигательный аппарат). Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для инвалидов. На первом этаже без перепада высот от уровня входа находится учебные кабинеты. Обеспечена доступность путей движения. |
8. |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам; работа с семьями обучающихся; методическая работа с преподавателями; организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися; Психолого-педагогическое сопровождение в ОО организует педагог-психолог Кочеткова Марина Сергеевна Основные направления работы: · Консультативная деятельность · Психодиагностическая работа · Коррекционно-развивающая деятельность · Просветительская и профилактическая работа |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в МОУ «СОШ № 7 им. Героя Советского Союза Трынина А. С. г. Ртищево Саратовской области» на 2022-2030 годы.
В Российской Федерации с 2011 года действует государственная целевая программа «Доступная среда» Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Предназначение программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада в наших населенных пунктах, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Программа направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
В 2015 году муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Ртищево Саратовской области» стала участником программы «Доступная среда». По данной программе организации выделено 1467,1 тыс. рублей (субсидии из федерального и областного бюджетов – 1320,4 тыс. рублей, софинансирование из муниципального бюджета – 146,7 тыс. рублей). Финансовые средства будут потрачены на создание архитектурной доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья (установка пандуса, оборудование зала для физкультурных занятий, расширение дверных проемов, обустройство санитарного узла для маломобильных групп граждан); закупку оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к материально-технической базе для лиц с ОВЗ: на первом этаже здания школы по ул. Железнодорожной оборудован кабинет для обучения лиц с ОВЗ. Кабинет оборудован специальными рабочими местами для лиц с заболеваниями опорно-двигательной системы, имеется оборудование для обучающихся с синдромом ДЦП, слабовидящих и слабослышащих детей. Приобретен диагностический материал для профориентационной работы с детьми с ОВЗ.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание по ул. Железнодорожной - входная группа оснащена кнопкой вызова, пандусом и информационной табличкой с рельефно-точечным шрифтом Браиля. Доступ в здание по ул. Ильича - обеспечен беспрепятственный доступ в здание образовательной организации, имеется кнопка вызова персонала. С сотрудниками образовательной организации проведен инструктаж по сопровождению и оказанию помощи лицам с ОВЗ.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школой функционируют две столовых: столовая в здании по ул. Железнодорожная - 99,4 м2 на 150 посадочных мест, столовая в здании школы по ул. Ильича - 120 м2 на 80 посадочных мест.
Положение об организации питания в образовательной организации
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации созданы условия для охраны здоровья обучающихся - ведется третий час физической культуры, на своих уроках педагоги школы предусматривают динамические паузы, чередуют различные виды деятельности, соблюдают гигиенические нормы организации деятельности обучающихся. При организации питания обучающихся ведется с-витаминизация третьих блюд, осуществляется контроль организации питания, ведется бракераж сырой и готовой продукции.
В зданиях школы оборудованы и лицензированы два медицинских кабинета. Заключен договор с ГУЗ СО "Ртищевская РБ" на оказание медицинских услуг. Проводятся периодические медицинские осмотры с целью выявления хронической заболеваемости у детей и определения группы здоровья и физкультурной группы.
Врач школы - Курьянова Светлана Васильевна
Медицинская сестра школы - Кравченко Нина Михайловна
Режим работы медицинского кабинета - ежедневно по будням с 8:00 до 15:42
План санитарно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- во всех учебных кабинетах имеется контролируемый доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет;
- локальная сеть объединяет все кабинеты школы.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья -перечень
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - индукционная петля, звукоусиливающая аппаратура, увеличенная клавиатура, джойстик, профориентационный набор, вертикализатор, пневматический тренажер, качающая платформа, стол для колясочников регулируемый, прибор "Ориентир", набор диагностических методик для психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья, стимульный материал для психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья, стимульный материал для оценки тонкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья, набор диагностических методик для оценки индивидуальных особенностей и перспектив развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях выявления пригодности к успешному выполнению различных видов профессиональной деятельности, комплект профориентационных карт.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии - отсутствуют